Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 242. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Комментарий к ст. 242 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи дает определение реквизиции и указывает на случаи ее применения. Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного (иногда делается вывод, что и у муниципального образования; для этого вывода есть основания) собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц. Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т.п.), и может производиться исключительно в интересах общества.

2. Чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Такими ситуациями следует считать наводнения, цунами, ураганы, сели, оползни, извержения вулканов, эпифитотии и т.д.

К иным обстоятельствам чрезвычайного характера, упомянутым правилами о реквизиции, следует отнести: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Прямой зависимости между введением чрезвычайного положения и возможным проведением реквизиции, по крайней мере на законодательном уровне, не установлено. В Законе о чрезвычайном положении в числе мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, в исключительных случаях допускается лишь временное изъятие у граждан транспортных средств, оружия, боеприпасов и ядовитых веществ, а у организаций — наряду с этим боевой и учебной военной техники и взрывчатых веществ. Поэтому возмездное принудительное изъятие в публичных интересах может иметь место в любое время при наличии хотя бы одного из рассмотренных выше обстоятельств.

4. Изъятие имущества в форме реквизиции допустимо по решению государственных, но не муниципальных органов и не требует, следовательно, обязательного судебного решения. Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке и без предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.

5. В качестве дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества п. п. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество; во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции. Обратим внимание на то, что подобное истребование не является виндикационным иском (ст. 301 ГК), так как истец (или заявитель в досудебном порядке) в данном случае в силу закона утратил право собственности на реквизированное имущество. В случае получения имущества назад он во избежание неосновательного обогащения (см. коммент. к ст. 1102 ГК) должен вернуть сумму компенсации с учетом потерь в качестве использовавшейся в результате реквизиции вещи.

Судебная практика по статье 242 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2020 N 304-ЭС20-863 по делу N А70-1180/2019

Разрешая настоящий спор, суды, руководствуясь положениями статей 2, 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее — Закон о ветеринарии), статей 15, 242, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 9 и 10 Правил отчуждения животных, разъяснениями, изложенными в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.20 N 89-АПГ18-2, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 N 12-О-О, принимая во внимание постановление Исетского районного суда от 18.01.2018 по делу N 1-10/201, а также обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Тюменской области NN А70-17112/2017, А70-17221/2017, А70-16643/2017, установив наличие грубой неосторожности в действиях общества, выразившееся в допущении множественных нарушений ветеринарных правил, которые повлекли за собой возникновение очага африканской чумы свиней на территории комплекса и последующее возникновение ущерба (отчуждение свиней и изъятие продуктов свиноводства), пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для принятия решения об отказе в возмещении ущерба обществу.