Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Комментарий к ст. 279 ГК РФ

1. В исключительных случаях земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд. Исключительность при этом означает, что уполномоченные органы должны прибегать к данной мере только при крайней необходимости. Открытый перечень нужд, для которых может изыматься земельный участок, приведен в ст. 49 ЗК: выполнение международных обязательств, необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения, а также иные случаи, предусмотренные федеральным законодательством.

Земельным, лесным и водным законодательством могут устанавливаться определенные ограничения и особенности изъятия отдельных категорий земель. Например, запрещается изъятие земельных участков в пределах земель особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 ЗК).

Условия и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяются ст. 55 ЗК. Безвозмездное изъятие не допускается, собственнику должно быть выплачено равноценное и предварительное возмещение. Комментируемая норма предусматривает, что изъятие земельного участка у собственника возможно путем выкупа, т.е. путем обеспечения встречного предоставления. Выкуп означает заключение с собственником договора купли-продажи земельного участка.

2. Для изъятия земельного участка необходимо принятие решения об этом уполномоченного органа того публично-правового образования, для нужд которого изымается земля. Такое решение может принять федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Уполномоченный орган, порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд согласно ч. 2 п. 2 ст. 279 определяются земельным законодательством. Порядок изъятия земельных участков устанавливается, как правило, региональным законодательством. На федеральном уровне подробно урегулирована только процедура выбора земельного участка для строительства (ст. 31 ЗК), поэтому она применяется по аналогии и к другим случаям изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Выбор конкретного земельного участка, подходящего для удовлетворения публично-правовых нужд, осуществляется органами местного самоуправления. Решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается уполномоченным органом того публично-правового образования, для нужд которого производится изъятие.

Решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд само по себе не влечет правовых последствий. Согласно принципу предварительного возмещения решение об изъятии не дает права на изъятие до момента фактической выплаты выкупной платы. Кроме того, должна быть соблюдена определенная процедура, чтобы решение вступило в силу и наложило на земельный участок определенные ограничения до момента выкупа.

3. Одним из этапов такой процедуры является предварительное уведомление собственника земельного участка о принятом решении об изъятии. Такое уведомление должно быть отправлено уполномоченным органом, принявшим решение, в письменной форме не позднее чем за год до предстоящего изъятия. Через один год с момента направления уведомления собственнику земельный участок может быть изъят для государственных и муниципальных нужд независимо от воли и согласия собственника. До истечения годичного срока изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд возможно только с согласия собственника.

Согласно ст. 282 ГК с момента уведомления собственника также начинает течь срок для подачи уполномоченным органом иска в суд о выкупе земельного участка при несогласии собственника.

4. Другим важным этапом является государственная регистрация решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество.

С заявлением о регистрации в регистрирующий орган обращается уполномоченный орган, принявший решение об изъятии. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, так как именно с этого момента решение считается вступившим в силу.

Государственной регистрации подлежит не само решение как документ, а налагаемое им обременение на земельный участок. Собственник сохраняет до момента выкупа право собственности на земельный участок, но его правомочия определенным образом ограничены.

Судебная практика по статье 279 ГК РФ

Постановление ЕСПЧ от 28.03.2017

65. Статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, озаглавленная как «Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд», предусматривала в соответствующий период, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от соответствующих потребностей выкуп осуществляется в Российской Федерации органами власти субъекта или органами власти муниципального образования (пункт 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года). Решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года). Конкретные полномочия федерального или органа субъекта, компетентного проводить изъятие, должны были определяться Земельным кодексом (см. там же).

Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2018 N 304-ЭС18-5931 по делу N А45-26060/2016

Из анализа положении статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что наличие у общества лицензии на право пользования недрами является единственным и безусловным основанием для удовлетворения ходатайства об изъятии земельного участка и влечет принудительное его изъятие для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно такое изъятие.

Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2018 N 306-ЭС18-14319 по делу N А12-70662/2016

Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования департамента, суды руководствовались статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 1 (2014) и исходили из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении департаментом надлежащим образом процедуры, установленной законом для изъятия для муниципальных нужд земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, определив размер компенсации исходя из рыночной стоимости объектов на момент рассмотрения спора с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы.

Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 275-ПЭК18 по делу N А41-89689/2016

Руководствуясь положениями статей 131, 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 56.2, 56.3, 56.6, 56.11, 57, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, приведенными в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», суд первой инстанции пришел к выводу, что стоимость возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки, определенная в дополнении к экспертному заключению от 24.03.2017 N СЭ-56/17, является достоверной, разумной и обоснованной.

Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 304-КГ18-19495 по делу N А46-2607/2018

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 13 части 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28, пунктов 3, 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого Приказа Министерства N 45-п.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2019 N 46-АПГ18-47

В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 9-АПГ18-21

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2019 N 301-ЭС19-3886 по делу N А43-34922/2017

Разрешая заявленные требования, суды руководствовались частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3, пунктами 1, 2, 11 статьи 56.4, пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями части 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и исходили из того, что изъятие спорного земельного участка произведено на законных основаниях, процедура размещения решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд Департаментом соблюдена, возможность ознакомления с оспариваемым приказом для правообладателя и недропользователя обеспечена.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N 58-АПА19-8

В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. При разработке правил землепользования и застройки согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о невозможности осуществления строительства и реконструкции автомобильных дорог ввиду частичного нахождения земельного участка в частной собственности.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019 N 18-АПА19-34

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2019 N 18-АПА19-44

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).