Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Комментарий к ст. 35 ГК РФ

1. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 35 опекуны и попечители должны назначаться органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости установления опеки или попечительства. Опекуны и попечители — граждане, обычно проживающие в месте жительства подопечного, но при наличии заслуживающих внимания обстоятельств они могут назначаться по месту жительства их самих. Опекуны и попечители действуют на основании административного акта органа опеки и попечительства о назначении их опекунами (попечителями), а иногда — также и договора, который они заключают с органами опеки и попечительства (п. 6 ст. 11, ст. 14 Закона об опеке, п. п. 6, 7 ст. 145 СК).

Опекуны и попечители должны: а) быть совершеннолетними и полностью дееспособными, а значит, исключаются несовершеннолетние, ставшие дееспособными согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК: в свою очередь, недееспособные и не полностью дееспособные лица сами нуждаются в опеке (попечительстве), а потому не могут быть опекунами (попечителями) других лиц (иное исключало бы достижение целей, названных в п. 1 ст. 31 ГК); б) согласиться на осуществление функций опекуна (попечителя); в) обладать необходимыми нравственными и иными личными качествами, способностью к выполнению этих обязанностей. Опекунами (попечителями) не могут быть лица, которые на момент установления опеки (попечительства) претерпели лишение родительских прав и не были восстановлены в них (ст. ст. 69 — 71 СК), а также имеют непогашенную судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (буквально это означает составы умышленных преступлений, предусмотренных гл. 16 УК, чего явно недостаточно, учитывая немалое число других принципиальных для целей опеки и попечительства составов преступлений против личности (см. разд. VII УК). Данный запрет касается опекунов (попечителей) всех категорий подопечных, а не только несовершеннолетних. Необходимо учитывать и отношения между опекуном (попечителем) и подопечным (при наличии таковых), желание последнего (по возможности) (п. п. 2, 3 ст. 35). Согласно нормам семейного законодательства устройство ребенка под опеку (попечительство) осуществляется с учетом его мнения, назначение опекуна ребенку, достигшему 10 лет, осуществляется с его согласия, передача братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам не допускается, кроме случаев, когда это отвечает интересам детей.

Опекунами (попечителями) несовершеннолетних не могут быть не только лица, лишенные родительских прав, но и ограниченные в них, хронические алкоголики (наркоманы), отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (о порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332). При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), его способность к выполнению таких обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а по возможности — и желание самого ребенка (п. п. 4, 5 ст. 145, ст. 146 СК). Преимущественное право быть опекуном (попечителем) принадлежит родственникам и супругам лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве) (подробнее о порядке определения лиц, имеющих право быть опекунами (попечителями), см. ст. 10 Закона об опеке).

2. Помимо обычной опеки (попечительства) известны два случая опеки (попечительства) по закону, когда опекунами (попечителями) выступают указанные в законе юридические лица. Во-первых, это сами органы опеки и попечительства, которые осуществляют функции опекуна (попечителя) при условии (если обычный опекун или попечитель не назначены ими в течение месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости установления опеки или попечительства) и временно (вплоть до их назначения) (абз. 1 п. 1 ст. 35). Это правило действует и в тех случаях, когда функции назначенных опекунов (попечителей) прекращены в результате эффективного оспаривания в суде заинтересованными лицами их кандидатуры, освобождения (отстранения) их от выполнения обязанностей (абз. 2 п. 1 ст. 35, п. п. 2, 3 ст. 39 ГК), а в соответствующих случаях — и при отмене усыновления (п. 2 ст. 143 СК). В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства осуществляют функции опекуна (попечителя) со дня их выявления и до их устройства на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (гл. 18 СК, п. 3 ст. 11 Закона об опеке).

Во-вторых, образовательные и медицинские организации, организации, занимающиеся предоставлением социальных услуг, иные организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) — опекуны (попечители) по закону помещенных в них под надзор граждан. При помещении гражданина под надзор в такую организацию иные опекуны (попечители) не назначаются, а назначенные ранее — освобождаются, если это не противоречит интересам подопечного (п. 4 ст. 35, абз. 2 п. 1 ст. 39 ГК). Известны и другие случаи, когда закон особо говорит об образовательных, воспитательных, медицинских и иных организациях, обязанных осуществлять надзор за малолетними (ст. 1073 ГК), и об организациях, обязанных осуществлять надзор за недееспособными (ст. 1076 ГК): в ст. 1073 ГК последовательно идет речь об опеке (п. 1), опеке по закону (п. 2) и временном надзоре вне связи с опекой (п. 3), в ст. 1076 ГК — только об опеке и опеке по закону.

Судебная практика по статье 35 ГК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 1051-О

Также С.И. Заколодкин просит признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35, 44, 55 (часть 3), 71 (пункты «в» и «о») и 76 (часть 1), статью 1288 ГК Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она допускает включение в договор авторского заказа неявного условия об отчуждении исключительного права на произведение и определение содержания этого условия судами путем толкования договора с учетом целей его заключения и возможностей его исполнения.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N 56-АПА19-22

Данные выводы суда согласуются с положениями статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления и в силу которых федеральным законодательством действительно не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на дачу согласия главе муниципального образования по утверждению заместителей главы местной администрации, руководителей муниципальных унитарных предприятий. Представительный орган местного самоуправления вправе лишь по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации, однако не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении руководителей муниципальных предприятий посредством предварительного согласования названного вопроса.

Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 305-ЭС17-8791 по делу N А40-179984/2016

Заявитель считает, что возврат обеспечительного платежа при наличии задолженности ООО «Адамас-Ювелирторг» перед ответчиком противоречит условиям заключенного договора, положениям статей 35, 381.1, 453, 1102 ГК РФ.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.11.2018 N 5-КГ18-256

В силу пункта 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2020 N 307-ЭС20-6852 по делу N А42-3625/2019

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34, 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пришел к выводу о том, что исковые требований Соколовской С.Н. не подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что согласие истицы, состоящей в браке с Соколовским С.В. и совместно с ним проживающей, на совершение сделки предполагалось; из отсутствия доказательства того, Суарез Г.Э., приобретая долю в обществе, знал или заведомо должен был знать об отсутствии согласия супруги Соколовского С.В. на совершение упомянутой сделки. Также суд признал, что в действиях супругов Соколовских имеются признаки злоупотребления правом, направленного на возврат доли уставного капитала общества и восстановление корпоративного контроля по истечении значительного времени с момента заключения договора.