Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Комментарий к ст. 787 ГК РФ

1. Договор фрахтования представляет собой самостоятельную договорную конструкцию перевозки в силу признаков «предоставления всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств» и «совершения одного или нескольких рейсов». Пункт 2 ст. 115 КТМ устанавливает, что договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия. В первом варианте идет речь о договоре фрахтования, а во втором — обо всех остальных договорах морской перевозки. Воздушный кодекс выделяет договор фрахтования в отдельную норму (ст. 104 ВК), наряду с нормой, посвященной договору воздушной перевозки груза в целом (ст. 103 ВК). См. также п. 3 ст. 97 КВВТ.

2. Договор фрахтования имеет определенные черты сходства с договором аренды, прежде всего с урегулированным в ст. 632 ГК договором аренды транспортного средства с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «…отправителю не предоставлено самостоятельное пользование нанятыми вещами, как это имеет место при договоре имущественного найма в его чистом виде» (Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II. С. 213.). Кроме того, в качестве квалифицирующего и необходимого для отграничения договора фрахтования по ст. 787 ГК от договора аренды признака выступает также признак «совершения одного или нескольких рейсов». Сам законодатель четко разграничивает данные договоры. Примером может служить КВВТ, в котором определение договора фрахтования судна дается в гл. XIII (ст. 97), а определение договора аренды судна — в гл. X, которая полностью посвящена этому договору (ст. 60 — 65).

Судебная практика по статье 787 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N 310-ЭС18-25676 по делу N А08-329/2017

Представленные заявки от 15.05.2018 N 1 и от 29.08.2016 N 2 и акты-отчеты о выполнении заявок признаны судом апелляционной инстанции соответствующими требованиям договора, а обоснованным — иск общества, удовлетворенный согласно статьям 779, 781, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы предпринимателя опровергаются установленными судами обстоятельствами дела.

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 306-ЭС18-23040 по делу N А06-7788/2017

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 10, 196, 197, 200, 307, 309, 310, 329, 333, 382, 384, 388, 421, 432, 424, 450, 453, 606, 607, 608, 610, 614, 622, 632, 636, 787 ГК РФ, статьями 198, 208, 409 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», установив наличие двух договоров аренды (тайм-чартер), подписанных ответчиком с различными арендодателями (истцами) на одно и то же судно, исследовав обстоятельства их заключения и исполнения, пришли к выводу о действительности и реальности исполнения заключенного Компанией с Manchester Shipping Limited договора тайм-чартера от 24.09.2015 N 10/16, поэтому ответчик должен заплатить Обществу — правопреемнику Manchester Shipping Limited задолженность в размере, указанном в иске и подтвержденном представленными в материалы дела доказательствами, и проценты, начисленные на сумму долга и уменьшенные по ходатайству ответчика по правилам статьи 333 ГК РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 306-ЭС18-23038 по делу N А06-7819/2017

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 10, 196, 197, 200, 307, 309, 310, 329, 333, 382, 384, 388, 421, 432, 424, 450, 453, 606, 607, 608, 610, 614, 622, 632, 636, 787 ГК РФ, статьями 198, 208, 409 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 10, 196, 197, 200, 307, 309, 310, 329, 333, 382, 384, 388, 421, 432, 424, 450, 453, 606, 607, 608, 610, 614, 622, 632, 636, 787 ГК РФ, статьями 198, 208, 409 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», установив наличие двух договоров аренды (тайм-чартер), подписанных ответчиком с различными арендодателями (истцами) на одно и то же судно, исследовав обстоятельства их заключения и исполнения, пришли к выводу о действительности и реальности исполнения заключенного Компанией с Manchester Shipping Limited договора тайм-чартера от 24.09.2015 N 12/16, поэтому ответчик должен заплатить Обществу — правопреемнику Manchester Shipping Limited задолженность в размере, указанном в иске и подтвержденном представленными в материалы дела доказательствами, и проценты, начисленные на сумму долга.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2019 N 308-ЭС19-7459 по делу N А53-9579/2018

В указанной ситуации требуемая сумма не отвечает признакам неосновательного обогащения и суды, правомерно руководствуясь статьями 784, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказали в иске.

Доводы рассматриваемой кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не создают оснований для кассационного пересмотра судебных актов.

Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 304-ЭС19-12857 по делу N А75-12039/2018

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 787, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности материалами дела надлежащего исполнения ответчиком обязанности по перевозке пассажиров (работников), грузов и оборудования истца.

Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2019 N 308-ЭС19-12565 по делу N А53-17979/2018

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 395, 784, 787, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, и, исследовав и оценив представленные доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности истцом (фрахтователь) завышения ответчиком (фрахтовщик) пробега транспортных средств.

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2019 N 309-ЭС19-11577 по делу N А76-9938/2018

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая условия заключенного сторонами договора от 01.04.2015, дополнительного соглашения к нему, принятие и оплату истцом выполненных ответчиком работ, руководствуясь статьями 8, 15, 307, 784, 787, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ, суды пришли к выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) предпринимателя и убытками общества, недоказанности размера убытков, а также отсутствии оснований для начисления штрафов.

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 308-ЭС17-19612 по делу N А32-44107/2016

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 316, 609, 632, 642, 643, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198, 203, 208 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, установили факт представления обществом судна в рамках спорного договора на период с 06.01.2016 по 05.05.2016, а также нарушения компанией встречных обязательств по оплате фрахтовых платежей. Наличие и размер долга проверен судами и признан доказанным. Исходя из этого, суды сделали вывод о наличии оснований для взыскания с компании 804 931 руб. 92 коп. задолженности.

Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2017 N 309-ЭС17-18177 по делу N А50-21539/2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 632, 787, 791 801, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, установив факт сверхнормативного простоя судов по вине фрахтователя в результате ненадлежащего исполнения последним своих обязанностей по чартеру в отношение рейсов N 8, 9, 10 и 11, проверив и признав обоснованным расчет заявленной судовладельцем суммы демереджа, суды обоснованно удовлетворили исковые требования в оспариваемой части.

Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2020 N 309-ЭС20-2119 по делу N А50-5178/2019

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 450, 450.1, 779, 781, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установив, что на момент обращения учреждения с настоящим иском спорный договор прекратил свое действие, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем впоследствии согласился суд округа.

Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2020 N 307-ЭС20-10728 по делу N А56-130317/2018

Отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суды руководствовались статьями 309, 310, 429.4, 779, 781, 784, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности истцом (фрахтовщик) факта оказания услуг ответчику (фрахтователь) в период с августа по сентябрь 2018 года.