Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 798. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к ст. 798 ГК РФ

1. Необходимость существования такого долгосрочного договора, как договор об организации перевозок грузов, связана с осуществлением систематических перевозок, когда перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Договор об организации перевозок грузов может иметь различные названия в зависимости от вида транспорта (годовой на автомобильном транспорте, навигационный на речном транспорте и др.), однако его цель состоит в том, чтобы связать стороны будущих перевозок общим обязательством. В ст. 118 КТМ упоминается «долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов». В соответствии со ст. 10 УЖТ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок, которые заключаются в письменной форме.

2. В договоре об организации перевозок могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств, порядок расчетов и др. Здесь может быть, кроме того, определен лишь общий объем груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода. Например, п. 1 ст. 68 КВВТ гласит: «Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов».

Судебная практика по статье 798 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2019 N 307-ЭС19-10251 по делу N А13-2003/2018

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая условия договора фрахтования от 09.04.2012 N ТР2073 и дополнительных соглашений к нему, квалифицировав правоотношения сторон как обязательства, вытекающие из договора об организации перевозок груза, установив, что истец в соответствии с условиями договора обеспечивал подачу судов для перевозки грузов ответчика, которым груз к перевозке предъявлен в меньшем объеме, чем это согласовано договором, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 395, 421, 431, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признал обоснованным требование об уплате суммы мертвого фрахта и процентов.

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 307-КГ16-20447 по делу N А13-385/2013

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 54, 169, 171, 172, 247, 252 — 254 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 784, 785, 795, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», статей 1, 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в Женеве 19.05.1956, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа и признали оспоренный в части ненормативный акт законным и обоснованным.

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 308-ЭС16-6864 по делу N А53-8316/2015

Удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 15, 313, 393, 403, 431, 785, 793, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статьей 10, 11, 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», исходя из буквального толкования условий заключенных между сторонами договоров, определив правоотношения между обществом «Импульс» и обществом «Донтранс» как отношения по транспортно-экспедиционному обслуживанию, а между экспедитором и предпринимателем — правоотношениями на перевозку груза, установив статус общества «Донтранс» в качестве грузоотправителя в отношениях с предпринимателем, исходя из ненадлежащего исполнения последним обязательств по предоставлению перевозчику сведений об опасных свойствах перевозимого груза, пришел к выводу о привлечении общества «Альянс» к ответственности в виде возмещения ущерба как стороны по договору перевозки.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 307-ЭС17-5951 по делу N А56-70328/2015

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт оказания перевозчиком услуг по заключенным с ответчиком договорам и частичную оплату ответчиком оказанных услуг, руководствуясь статьями 309, 310, 785, 790, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, с учетом принятого судом апелляционной инстанции отказа от части исковых требований.

Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2017 N 310-ЭС17-14563 по делу N А09-7001/2016

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 784, 785, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», исходя из фактических обстоятельств дела, установив, что ответчик на момент погрузки товара стал его собственником и осуществлял перевозку товара для себя, перевозка в интересах истца осуществлена не была, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.

Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 310-КГ18-21148 по делу N А36-10206/2015

Таким образом, с учетом статьей 346.26, 346.27, 346.29 Налогового кодекса и статей 785, 798 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции указал на то, что у заявителя не имелось оснований для применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении данных услуг.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.09.2017 N АКПИ17-511

ООО «Меркурий» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 4 к Правилам, ссылаясь на то, что установленная им форма не соответствует положениям статей 421, 798, 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3, 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», поскольку не позволяет достоверно отразить факт хозяйственной жизни, связанный с систематической перевозкой грузов автомобильным транспортом на основе агентских договоров по организации перевозки грузов, и нарушает права ООО «Меркурий», которое не может уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную (уплаченную) ООО «Меркурий» агентами за оказание услуг.