Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к ст. 97 ГК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей в рамках общей организационно-правовой формы возможно существование двух типов акционерных обществ — открытых и закрытых.

Особенности правового режима открытого акционерного общества определяются его направленностью на привлечение дополнительных инвестиций за счет предложения акций неограниченному кругу лиц. Открытое акционерное общество является в полном смысле слова объединением капиталов, а не лиц, так как число участников такого общества не ограничено, равно как не ограничена и возможность изменения состава акционеров.

Среди основных признаков открытого общества абз. 1 п. 1 комментируемой статьи называет возможность отчуждения акционерами принадлежащих им акций без согласия других акционеров. Однако в силу абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона об акционерных обществах акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества независимо от типа акционерного общества, при этом отчуждение акций акционером закрытого общества осуществляется с учетом ограничений, связанных с наличием у акционеров закрытого общества преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества (см. п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах). Таким образом, речь в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи идет не столько о праве отчуждения акций без согласия других акционеров, сколько об отсутствии ограничений для свободного отчуждения акций акционером открытого общества. В открытом обществе установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества, не допускается.

2. Принцип свободного обращения акций открытого общества выражается не только в отсутствии ограничений для сделок, совершаемых акционерами, но и в возможности свободной продажи акций самим обществом. Свободная продажа обществом собственных акций возможна только как последствие перехода к обществу прав на акции по основаниям, предусмотренным абз. 4 п. 3 ст. 7, абз. 4 п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 72 и ст. ст. 75 — 76 Закона об акционерных обществах. Во всех остальных случаях отчуждение акций обществом производится в порядке их размещения, т.е. передачи акций эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (см. ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с положениями ст. 39 Закона об акционерных обществах подписка на акции является одним из способов размещения дополнительных акций общества. Под открытой подпиской следует понимать размещение акций общества среди заранее неопределенного круга лиц. Размещение акций путем открытой подписки следует отличать от распределения акций среди учредителей общества при его создании (см. п. 3 ст. 99 ГК), так как круг учредителей общества определяется договором о создании акционерного общества (п. 1 ст. 98 ГК).

Открытое общество также вправе проводить закрытую подписку, т.е. осуществлять размещение выпускаемых им акций среди заранее определенного круга лиц, за исключением случаев, когда такая возможность ограничена уставом общества или требованиями российских правовых актов (п. 2 ст. 7 Закона об акционерных обществах).

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи закрытым является акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Многие авторы указывают на то, что форма закрытого акционерного общества в существующем виде фактически дублирует форму общества с ограниченной ответственностью, а потому должна исчезнуть из законодательства. Также отмечается неуместность использования конструкции акционерного общества, предполагающего возможность публичного обращения акций как финансовых инструментов для деятельности закрытой корпорации. На практике же закрытые акционерные общества создаются, как правило, без целей последующего допуска акций на организованный рынок ценных бумаг. Отмена деления акционерных обществ на открытые и закрытые входила в план реформирования акционерного законодательства, предложенный в Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, одобренной Правительством РФ (текст документа доступен по адресу: http://www.corp-gov.ru/upload/file/mrt.doc).

Однако, провозглашая необходимость определения единой модели акционерного общества, отвечающей именно тем целям, для которых она предназначена, и не дублирующей другие организационно-правовые формы, по сути, в Концепции предлагалось лишь изменение терминологии. Вместо привычного деления на открытые и закрытые общества предусмотрены категории публичных и непубличных компаний, при этом в отношении последних снимаются ограничения по численности акционеров, но сохраняется возможность установления ограничений на обращение акций через положения устава. Таким образом, в результате предлагаемых нововведений закрытые корпорации в форме акционерного общества так и не исчезнут, но критерий деления акционерных обществ на открытые и закрытые изменится: вместо формальной возможности публичного размещения акций, доступной для открытого общества и запрещенной для закрытого общества, во внимание будет приниматься фактическое размещение акций общества среди неопределенного круга лиц, при этом акционерное общество будет приобретать статус публичного с момента государственной регистрации проспекта ценных бумаг (акций), подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

4. Учитывая возможную заинтересованность акционеров закрытого акционерного общества в стабильности состава акционеров, абз. 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает преимущественное право акционера закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Порядок осуществления преимущественного права и последствия нарушения указанного права регулируются п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах с учетом разъяснений, данных в п. 14 Постановления ВАС N 19.

Следуя буквальному толкованию абз. 2 п. 2 комментируемой статьи и абз. 4 п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах, в подп. 8 — 9 п. 14 Постановления ВАС N 19 указывается на то, что преимущественное право акционеров общества действует при отчуждении акций только путем продажи. При безвозмездном отчуждении акций или возмездном отчуждении иным, кроме продажи, способом суд вправе удовлетворить требование о применении последствий нарушения преимущественного права акционеров только при наличии оснований считать рассматриваемый способ отчуждения акций притворной сделкой, прикрывающей куплю-продажу акций с целью обхода требований о соблюдении преимущественного права. Вместе с тем в судебной практике часто встречаются случаи неоправданно широкого толкования нормы о преимущественном праве путем распространения ее положений на иные, кроме продажи, случаи возмездного отчуждения акций, включая мену и передачу акций по соглашению об отступном, и при отсутствии оснований для квалификации таких сделок в качестве притворных (см., например, Определение ВАС от 4 апреля 2007 г. N 2875/07 по делу N А55-28305/2005-40; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 марта 2007 г. N Ф08-801/2006 по делу N А25-641/2006-13).

5. В соответствии с абз. 3 п. 2 комментируемой статьи число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. Указанное ограничение предельной численности акционеров не применяется к закрытым акционерным обществам, созданным в результате преобразования обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью с числом участников более 50 в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, а также к закрытым акционерным обществам с числом участников более 50, созданным до введения в действие Закона об акционерных обществах (п. 4 ст. 94 Закона об акционерных обществах). Последствием нарушения требования о предельной численности акционеров в закрытом обществе является обязанность общества преобразоваться в открытое акционерное общество под угрозой ликвидации общества в случае неисполнения указанной обязанности.

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не является реорганизацией юридического лица, так как при изменении типа общества его организационно-правовая форма не изменяется (см. коммент. к ст. 104 ГК).

6. Обязанность публичного раскрытия обществом определенных сведений, предусмотренная абз. 2 п. 1 и абз. 4 п. 2 комментируемой статьи, устанавливается прежде всего в целях информирования потенциальных инвесторов, заинтересованных в получении объективной информации о финансовом состоянии общества. Положения ст. 92 Закона об акционерных обществах дополняют установленный абз. 2 п. 1 комментируемой статьи перечень сведений, подлежащих обязательному раскрытию открытым обществом.

В соответствии с абз. 4 п. 2 комментируемой статьи и п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах обязанность закрытого общества раскрывать определенную информацию возникает только в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг.

Порядок и объем раскрытия информации определяется Приказом ФСФР от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (БНА. 2007. N 4).

Предоставление информации лицам, являющимся акционерами общества, осуществляется также в соответствии с положениями п. 3 ст. 52 и ст. 91 Закона об акционерных обществах. Санкции за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации эмитентом, а также за раскрытие неполной, недостоверной или вводящей в заблуждение информации существенно ужесточились с апреля 2009 г. (см. п. 2 ст. 15.19 КоАП).

7. Следует иметь в виду, что создание отдельных разновидностей акционерных обществ возможно исключительно в виде открытых (см. п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 2 ФЗ от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562)) либо закрытых (п. 2 ст. 1 ФЗ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611)).

Судебная практика по статье 97 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2018 N 306-КГ18-17892 по делу N А55-26352/2017

Суд кассационной инстанции отметил, что судами при рассмотрении заявления не учтены и неправильно истолкованы: пункт 2 статьи 42, пункт 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ, в редакции, действовавшей в период осуществления консолидации акций общества), пункт 10 статьи 4, статья 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Положение Банка России от 11.08.2014 N 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», в части отсутствия у отделения Центрального банка полномочий для вынесения оспариваемого предписания и пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», пункт 2 статьи 27.6 Закона N 39-ФЗ, пункт 1 статьи 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 1 статьи 66.3, статья 97 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части наличия у общества признаков публичного акционерного общества на момент государственной регистрации изменений в учредительные документы.

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2019 N 309-ЭС19-4416 по делу N А60-67568/2017

Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь положениями статей 66.3, 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», исходили из того, что обжалуемое заявителем решение принято банком в соответствии с требованиями законодательства, поскольку общество «Уральский бройлер» создано после 01.09.2014 и не отвечало признакам (критериям) публичного общества, а публичный статус приобретен обществом с нарушением Закона N 208-ФЗ.

Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 310-ЭС16-19307 по делу N А83-5237/2015

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд округа, исходил из того, что поскольку по состоянию на 01.10.2014 г. ЧП «Меркурий-2» являлось украинским предприятием, то при рассмотрении вопроса о законности исключения Безверчук В.В. из состава учредителей ЧП «Меркурий-2», на основании решения участника предприятия N 1 от 01.10.2014 г. следовало руководствоваться законодательством Украины, в частности ст. ст. 87, 88, 89, 97, 98, 100 ГК Украины, ст. ст. 62 — 72.73 Хозяйственного Кодекса Украины, а также Уставом предприятия.

Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 310-КГ17-9025 по делу N А48-2290/2016

Заявитель утверждает, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в частности положения статьи 115, не приведены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), следовательно по отношению к Закону о банкротстве приоритетное значение имеют положения статьи 97 Гражданского кодекса и статьи 7.1 Закона об акционерных обществах.

Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040 по делу N А60-1101/2017

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 66.3, 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 4, 7.1, 7.2 Закона N 208-ФЗ, статьями 110, 115, 141 Закона N 127-ФЗ, суды отказали в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 20.10.2016 N Т5-22-2-5/58014 и об обязании Банк России осуществить регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, придя к выводам, что с 01.07.2015 вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными, а вправе в дальнейшем приобрести названный статус в порядке, установленном статьи 7.1 Закона N 208-ФЗ.

Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N 310-ЭС19-27927 по делу N А84-3752/2018

Руководствуясь статьями 97, 98 Гражданского кодекса УССР (1963 год), статьей 20 Закон УССР от 07.02.1991 «О собственности», статьями 3, 20 Закона СССР от 10.12.1990 N 1818-1 «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», суд апелляционной инстанции указал, что решение о создании Акционерного общества «Крымтур» и передача в коллективную собственность членам Крымского республиканского совета по туризму и экскурсиям, являющимся учредителями (акционерами) общества, имущества (в том числе и гостиницы), которое находилось в хозяйственном ведении Крымрессовета по туризму и экскурсиям, принятое постановлением коллегии ВЦСПС Центрального совета по туризму и экскурсиям от 08.07.1991 N 4-22 «О создании, в порядке эксперимента, акционерного общества «Крымтур», соответствует положениям законодательства, действовавшего в указанный период.