Зарегистрироваться сейчас
Авторизация
Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация
Зарегистрироваться сейчас

Телефон горячей линии

8 (499) 350-83-05

Бесплатная юридическая консультация.

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Комментарий к ст. 240 ГК РФ

1. Нормы о принудительном выкупе предусматриваются только в отношении наиболее значимых с социальной или моральной точки зрения видов имущества, а именно: культурных ценностей (комментируемой статьей), земельных участков (см. коммент. к ст. 282 ГК), жилых помещений (см. коммент. к ст. 293 ГК) и домашних животных (см. коммент. к ст. 241 ГК). В этом аспекте выкупаемое имущество должно отвечать ряду требований. Культурные ценности должны подпадать под категорию особо ценных и при этом содержаться собственником бесхозяйственно, т.е. подвергаться угрозе утраты ими своего значения (См.: Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1991).

2. В силу ст. 20 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498) предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности. Это положение соответствует ч. 3 ст. 44 Конституции, согласно которой «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».

3. Норму комментируемой статьи об отнесении культурных ценностей в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством следует толковать таким образом, что под ее действие подпадают как движимые, так и недвижимые вещи (последние — в силу ст. 3 Закона об объектах культурного наследия). Охрана ценностей государством как признак формализуется тем, что в Основах законодательства о культуре предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ и согласовывается с высшим представительным органом РФ на основе заключений независимых экспертных комиссий. Закон о памятниках истории и культуры предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.

В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия; орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; орган местного самоуправления муниципального образования.

4. Принудительный выкуп осуществляется только по решению суда, хотя и не обязательно государством. Культурные ценности может приобрести любое заинтересованное лицо с публичных торгов (см. коммент. к ст. ст. 477 — 479 ГК).

Судебная практика по статье 240 ГК РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 25-КГ19-3

Согласно п. 1 ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2018 N 307-КГ18-7374 по делу N А66-14609/2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты технического осмотра здания от 24.05.1999, 27.07.2005, 27.12.2013, предписания управления от 09.08.2005 N 2304/05, 24.04.2005 N 1673/03 о необходимости проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также акт от 11.10.2017, составленный во исполнение определения апелляционного суда по результатам совместного осмотра, установив, что между управлением и институтом в 1999 году были заключены охранные договоры в отношении указанных объектов культурного наследия, признав доказанным факт того, что в результате бесхозяйственного содержания ответчиком памятника культурного наследия «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.», невыполнения им требований к его сохранению, в том числе вследствие непроведения срочных противоаварийных мероприятий и работ, объекту культурного наследия грозит полная утрата не только ценных элементов памятника, но и самого объекта в целом, что является грубым нарушением законодательства об объектах культурного наследия, суд, руководствуясь статьями 196, 200, 240, 243, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», удовлетворил иск в данной части и изъял у института принадлежащее ему на праве собственности здание с последующей продажей его с публичных торгов.